RoboCop: Rogue City. Возвращение в Детройт
Бывает интересно увидеть, как разработчики растут над собой не боятся ошибок. Набираясь опыта и выпуская новые проекты, они постепенно получают больши признания у игроков.
Пожалуй, подобная история раскрывается с польской студией Teyon, основанной в 2006 году.
Первоначально они создавали небольшие аркады и игры-головоломки. Но однажды попробовали разнообразить свой послужной список и выпустили в 2014 году Rambo: The Video Game. Игра получилась абсолютно линейным тиром, да и техническое исполнение не радовало. Может быть в этой игре и были какие-то детали свидетельствующие о любви разработчиков к фильмам про Рэмбо и воссоздана их атмосфера, но в 2014 году хватало и других интересных проектов, а потому Rambo: The Video Game получил свою порцию тухлых помидоров и репутация Teyon оказалась испорчена.
Когда эта компания анонсировала разработку своего нового проекта, Terminator: Resistance - игры уже по франшизе известных фантастических боевиков Кэмерона, то эта новость была конечно встречена равнодушно. Что? Ещё одну трешовую поделку собираются выпустить?..
Но похоже, что руководство Teyon не теряло времени после неудачи с выпуском Rambo: The Video Game. Были предприняты какие-то меры и проведена организационная работа для исправления рабочего процесса, или сотрудники получили новый опыт и освоили новые навыки для своей работы. Но факт в том, что к удивлению игроков новинка от студии,.Terminator: Resistance, смотрелся гораздо лучше. Игра оказалась с удовлетворительным геймплеем, но разработчики продемонстрировали свою любовь к оригинальным фильмам и смогли дотошно воссоздать атмосферу и узнаваемые детали войны со Скайнетом и машинами, как это было впервые показано в фильмах 1980-х годов. В частности, там был изображен такой же постапокалипсис в декорациях разрушенного Лос-Анджелеса с преобладанием холодных синих красок ночью (против желтой гаммы из четвёртого фильма "Да придёт спаситель"). Поработали разработчики и над другими деталями и переносом узнаваемых моментов.
Так Teyon смогли реабилитироваться. Да, их Terminator: Resistance нельзя назвать шедевром, но это была крепко сделанная игра, в которую авторы даже вложили душу и подарили поклонникам терминаторов отличную возможность погрузиться в знакомые локации и события войны со Скайнет. А игр по "Терминатору" не хватает, так что ностальгирующие игроки оказались очень довольны столь неожиданным подарком.
Теперь у компании появился кредит доверия и после новости о разработке ими новой игры по мотивам фильмов про Робокопа аудитория стала с интересом следить за новостями.
А как можно сделать игру про Робокопа?.. Всё-таки он медлительный персонаж, а по сути своей и довольно неуязвимый. На приставках выпускали аркадные игры, выполненные на неплохом для своего времени уровне. Был и не очень удачный шутер RoboCop 2003 года выпуска от французской студии Titus. Негусто.
Teyon ожидала непростая задача: найти интересную формулу для игрового процесса. Очень кстати они решили не делать из RoboCop: Rogue City сплошной боевик, ведь протагонист у нас прежде всего полицейский.
Если Terminator: Resistance показал, что разработчики научились делать привлекательную игру и создавать атмосферное окружение, то в их новой игре появилось разнообразие геймплея,
Выпуск демо-версии позволил игрокам лично попробовать RoboCop: Rogue City и впечатления оказались очень сильными. Оказалось, что игра совмещает в себе экшен со стрельбой и разбавляет этот процесс разными побочными занятиями в виде работы полицейского. Когда Робокоп отправляется в Детройт на задание, игрок получает возможность погулять по городским улочкам и находить разные квесты: выписывать штрафы за неправильную парковку; делать замечание людям, нарушающим общественным порядок и другая мелочь. Более увлекательным оказывается участие в расследовании преступлений, что включает в себя осмотр места преступления, анализ улик и опрос свидетелей и подозреваемых.
Итак, попробовав демку, многие загорелись желанием приобрести такую замечательную игру. Что же их ждёт?
События RoboCop: Rogue City хронологически занимают место между вторым и третьим фильмами франшизы. Так что наркотик ньюк из второго фильма здесь присутствует, а корпорация OCP всё так же планомерно прибирает к рукам Детроит и стремится начать строительство своего Дельта-сити.
В городе объявляется новый криминальный авторитет. Он неизвестен, но делает объявление о поиске желающих сотрудничать с ним в каких-то делах. И обещает хорошее вознаграждение за работу. Это предложение поднимает на уши банды города, одна из которых захватывает телестудию Девятого канала и берёт заложников. Они выходят в эфир и обращаются к этому криминальному боссу, надеясь привлечь его внимание. Собственно, игра начнётся с уровня, посвященного освобождению телестудии от бандитов. Так что первый уровень целиком боевой и попутно включает в себя обучающие подсказки. В частности, авторы очень здорово решили проблему с балансом боевой системы. Нажатие правой кнопки мыши включает режим сканера (и прицела), тогда попавшие в поле зрения противники будут отмечены и подсвечены зелёным, оформлено всё как в фильме. Но вот стрелять по врагам надо всё равно игроку, так что никакого автоприцела оружия не будет. Вам самому надо будет поражать бандитов в критически уязвимые места. Также режим сканирования помогает замечать какие-то спрятанные кнопки, предметы, а если помещение заволокло дымом - то и врагов заботливо отметит.
В пылу схватки можно кстати прибить врага ударом руки с выпущеным штырем (как в фильме, да!) или схватить бандита за горло и швырнуть прочь (и так можно было делать ещё в Crysis). Конечно, не обойдётся без взрывоопасных предметов: бочек, баллонов, канистр. Их можно не только отстреливать, но также брать и швырять во врагов. Благодаря своей силе. Робокоп может поднимать и более тяжелые предметы: телевизоры, конейнеры и другие. Так что битвы получаются тут жаркие. Подчеркивает это впечатление и частичная разрушаемость, но в первую очередь она напоминает боевик от третьего лица Stranglehold, в котором по сути локации были покрыты отваливающимися после выстрелов кусками бетона, стен, камня и прочей облицовки.
Робокопа снова начинают преследовать воспоминания о прошлой жизни, и он впадает в ступор в ответственный момент, когда необходимо было спасать заложника. К счастью, ему помогает напарница Энн Льис, вот только произошедший конфуз засняли журналисты и об этом стало известно общественности. Корпорация также недовольна неприятностями с их изделием: теперь считают, что у Робокопа происходят технически сбои в его работе.
После прохождения первого уровня игрок получит возможность погулять по полицейскому участку. Всё здесь изображено в точности как в кино: подземная парковка, стрельбище, помещение для техобслуживания самого Робокопа. Хорошо подали обоснование игровой условности: так как корпорация OCP озабочена действиями Робокопа, то ему устанавливают чип для сбора статистики и оценки его состояния. Таким образом, после выполнения сюжетных миссий мы будем смотреть итоговую оценку: все ли задачи выполнены, были ли сделаны побочные квесты, найдены какие-то секреты и улики и тому подобное.
Очки опыта помогут прокачивать несколько навыков Робокопа: не только банальную броню, силу атаки, но и улучшение прицела, эффективность дедукции и общения с людьми. Всего 8 штук, один пункт прокачки даёт пассивное улучшение на 5%. Каждая ветка включает в себя три специальных бонуса. Можно предположить, что более полезно для получения интересного игрового опыта прокачать необычные навыки, например, дедукция позволит получать больше опыта, а первый бонус этого навыка улучшит возможности режима сканирования и позволит находить разные секреты (например, по следам на полу понять, что шкаф можно отодвинуть и открыть проход в тайное помещение). Следующий бонус отмечает на игровой карте расположение ценных предметов и последний бонус увеличивает набираемый опыт ещё на 30%
Так как Робокоп стал сбоить, то приставленный инспектировать его сотрудник из OCP по имени Макс Беккер будет частенько надоедать своими критическими высказываниями и приказаниями. Персонаж настолько убедительный, что я сначала подумал будто он и в фильме был. А ещё назначат сеансы с психотерапевтом. Эти беседы позволят игрокам отыграть роль Робокопа на своё усмотрение - как человека или всё же машины?.. Надо отметить, что образ Робокопа в игре мне показался игнорирующим события первого фильма, ведь Алекс Мерфи потерял свою личность и он сначала никак не провлял себя. Действовал именно запрограммированный Робокоп, движения его были подчеркнуто механческими, а голос монотонным. Но когда воспоминания начали возвращаться, то Алекс Мерфи постепенно обрел себя в образе машины и к финалу фильма изменилась манера поведения Робокопа: движения и голос. Так что этот внутренний конфликт по хронологии уже должен был остаться позади для Мерфи. Но будем считать, что для разнообразия игровых ситуаций авторы намеренно позволяют игрокам чаще выбирать поступки для Робокопа.
Кроме ролевых элементов прокачки Робокопа есть ещё модернизация его пистолета Auto-9. В игре можно подбирать оружие на уровнях, но это скорее ради возможности разнообразить впечатления от стрельбы. Auto-9 здесь вообще с бесконечным боекомплектом (только иногда обойму менять надо). Игрок будет находить чипы, а потом начнут встречать платы для пистолета. Каждая плата имеет свою топологию с ячейками, для размещения собранных чипов: у чипов есть некоторый процент оказываемого эффекта, а ячейки влиют на какие-то свойства оружия. Модернизация пистолета похожа на логическую игру "Трубы": у нас есть источник энергии и его надо связать с ячейками при помощи чипов, которые имеют разные направления приема и подачи сигналов. Но некоторые ячейки дают не только положительный эффект, но и отрицательный. Получается, что иногда может быть лучше проигнорировать активацию таких ячеек и использовать чипы только для полезных улучшений параметров оружия.
Итак, после боевого задания игрок впервые окажется на большой локации в Детройте. Здесь можно изучить окрестности и найти побочные квесты, а также поработать полицейским: выписать штраф за парковку, сделать замечание нарушителям порядка. При этом можно поступать либо по букве закона и сразу назначать штраф, либо снисходительно делать предупреждение. В этих случаях игра будет уведомлять о том, что Робокоп соблюдает закон или о повышении одобрения людьми. Видимо в игре есть скрытая репутация, но нигде в меню персонажа эту информацию не увидеть. Очевидно, это также является частью отыгрыша роли своего собственного робота-полицейского.
Порадует первое посещение Детройта расследованием некоторых преступлений. Это занятие больше всего напоминает смесь из Deus Ex: Human Revolution и Batman: Arkham. Робокоп будет сканировать место преступления для поиска улик и анализа произошедшего, а затем опрашивать свидетелей или подозреваемых. Самое главное, что эта часть геймплея вносит разнообразие для боевика и пожалуй действительно позволяет почувствовать роль Робокопа.
Также по локациям припрятаны предметы под названием "улики преступления": к ним относятся фальшивые деньги, компрометирующие документы, наркотики ньюк, украденные сумки и кошельки, и прочее. Сбор этого хлама приносит немного очков опыта, а ещё влияет на заключительную оценку после прохождения миссии.
Кроме того есть более ценные корпоративные вещи: в контейнерах OCP содержатся чипы для модернизации пистолета, иногда оттуда можно доставать "аптечку" для Мерфи (всего с собой можно носить три штуки, если не прокачать навык для увеличения лимита). Полезно запомнить местонахождения такого контейнера и может быть пригодится вернуться к нему, чтобы подлечиться или пополнить запас. Такие сервисные детали могут лежать и сами по себе на уровне. А ещё встречается дискета данных — она даёт очко навыка.
Авторы довольно сильно подняли планку для себя в этот раз. Поэтому, конечно, они не стали делать слишком много квестов и уровней со свободой перемещения. Но зато они постарались поработать и над разнообразием боевых эпизодов. Так, в игре встречаются разные виды противников. Встреча с новым типом врага оформлена особым образом и напоминает чем-то Borderlands. Есть бандиты-гренадеры, которые швыряют гранаты, благодаря нашему прицелу можно попытаться успеть подорвать гранату выстрелом. Байкеры катаются на мотоциклах и нарезают круги вокруг Робокопа: можно как убить наездника, так и взорвать байк. Особенно неприятны пулемётчики и гранатометчики, так как их попадания гораздо ощутимее портят здоровье главгерою. К счастью иногда уровни бывают построены так, что можно обойти огневую точку, сломать стенку и ударить противников с фланга или тыла. Но только если это предусмотрено дизайном карты, а какая была бы замечательная интерактивная возможность!..
Однажды RoboCop: Rogue City мне живо напомнил Fallout 3: сам Детройт похож на город в мире постапокалипсиса, а на заброшенной фабрике бандиты раскидали мины. Такие ловушки любили и в Fallout 3, правда здесь Робокоп не умеет их обезвреживать. Но так как у нас бесконечный боезапас пистолета, то не проблема подрывать мины выстрелами. Прицельное зрение и сканирование помогает дополнительно выделить силуэт мины на фоне пыльной земли, а ещё у неё мигает индикатор. Но вот сквозь воду почему-то сканер не видно и из-за этого я подорвался на мине из лужи.
А затем расправа с бандитами запомнилась тем, что вместе с полицейским подкреплением прибыл робот ED-209. Ворота открылись и два робота пошли на штурм окопавшихся преступников, а OCP неожиданно захотели сравнить эффективность своих изделий. Появилось два счётчика очков и надо было постараться настрелять больше целей, чем ED-209. Затем ED-209 как обычно заглючил и стал первым противником-боссом.
Так или иначе после сюжетных миссий мы возвращаемся в полицейский участок. Там всегда можно найти немного побочных заданий, которые превращают старину Робокопа в посыльного: то собери подписи для открытки в госпиталь, то найди поломку в электропроводке и тому подобная мелочь. Здесь же мы наблюдаем развитие с расследованием дела нового криминального авторитета. Полицейский участок иногда становится местом брифинга перед следующим заданием.
На заметку: Кстати, стрельбище как раз может пригодится для проверки разных плат, модифицирующих пистолет, чтобы заранее выбрать более подходящую.
Жаль, что в игре используется система сохранения по контрольным точкам. Когда речь идёт о небольших локациях, то можно достаточно быстро пройти заданный участок игры. Но стоит попасть на большую локацию, и следует быть более внимательным в отношении ключевых событий, которые позволят сохранять прогресс. В худшем случае придётся потом повторить какую-то часть действий заново, если не удалось добраться до чек-пойнта и вы покинули игру преждевременно. Хорошо, что диалоги можно пропускать нажатием клавиши.
Ещё в полицейском участке могут появляться новые записки. Сбор таких заметок не только помогает узнать детали этого мира, но и награждает опытом. Хоть Teyon и не доросли ещё до создания телевизоров с трансляцией своих передач как в GTA, но здесь есть радиоприёмники. Если их включить, можно прослушать какую-то рекламу или фрагмент радио-передачи, там обязательно будет сатирическое высказывание.
RoboCop: Rogue City способен порадовать интересными ситуациями, не связанными с игровым процессом. Например, доведётся пойти помогать человеку искать видиокассету с фильмом, название которого он точно не помнит. Но надеется, что сканер Робокопа поможет быстрее обнаружить нужный заголовок. Отмечая по ходу дела подходящие варианты, мы будем слушать рассуждения нашего нового знакомого о кино и отвечать на его вопросы: считаем ли мы, что сиквелы - это зло?.. Здорово делать ремейки?.. Это будет недолгая беседа, но запоминающаяся.
Так что игра радует как повествованием, так и геймплеем, связанным с перестрелками или выполнением квестов. И всё это в духе узнаваемой атмосферы фантастического фильма 1980-х, фактически это уже ретрофутуризм: здесь показаны более грубые технологии, подобное можно наблюдать и во франшизе "Чужих". Очень здорово, что у Teyon получилось вссоздать эти детали в игре.
Из существенных недостатков отмечают проблемы с оптимизацией. Проблема связана с движком Unreal Engine 5.0, с которым пока ещё учатся работать. В нём есть технические фишки, которые не очень существенно влияют на качество картинки, но могут при этом серьёзно грузить систему. Из-за этого RoboCop: Rogue City может порой заметно терять в количестве кадров в секунду. Однако, с моей стороны про оптимизацию можно отметить и хорошее: игра заработала на моей GeForce 1050 Ti, несмотря на то, что в официальных минимальных требованиях была указана карта 1650 - всё же более мощная модель. С момента релиза уже было сделано два патча, которые устраняют ряд ошибок и улучшают обработку игры, так что Teyon не бросают техподдержку проекта.
Интересно отметить, что для Terminator: Resistance они выпускали небольшое сюжетное дополнение. Будет здорово, если игроки дождутся добавки и для RoboCop: Rogue City, что может позволить закрепить успех этой игры.
При этом проект всё равно ощущается крепкой игрой класса Б. Ни в коем случае не могу назвать RoboCop: Rogue City чем-то уровня AAA. Но может это даже к лучшему. Иначе напихали бы сюда всё, что принято в современных AAA, и без любви к фильмам про Робокопа. А так геймеры получили приятный боевик, игроки выросшие же на фильмах про Робокопа будут довольны ещё больше.
Если разработчики будут продолжать в таком же духе, то глядишь их следующая игра уже сможет претендовать на статус А, а не Б класса. И теперь, конечно, любопытно: продолжат ли Teyon осваивать кино-наследие 1980-х дальше?
Выражаю благодарность за предоставленный ключ игры для её оценки.